Печатная графика: история полиграфии

Сегодня сложно представить себе жизнь без печатной продукции, ведь с ней связаны очень многие виды деятельности: от деловой до творческой. Это один из самых наглядных способов поделиться впечатлениями или информацией. Как бы ни были хороши невидимые технологии, но мы, всё же, больше доверяем собственным ощущениям: увидеть своими глазами, прикоснуться и даже почувствовать аромат. Как прекрасен, например, запах только что напечатанной бумажной книги. Возникает вопрос: что же было до появления первой типографии?

Совсем в древности прототипами печати были надписи на глине, камне и дереве. Первые же технологические процессы производства печатных изделий появились в странах Дальнего Востока и также связаны с этими материалами.

Если начать знакомство с графическими техниками, то стоит обратиться именно к истокам. Самой первой из них считается ксилография, затем появились и другие виды гравюры, техника сухой иглы, офорт, литография, шелкография, ксерография и компьютерная графика. Подробнее рассмотрим некоторые из них.

Что такое оригинальный оттиск?

Печатная графика – это тонкий процесс, который позволяет художнику создавать многочисленные копии оригинала своей работы. Тиражность, то есть возможность создания нескольких экземпляров, является здесь большим преимуществом. Но сложно назвать получаемые оттиски копиями, репродукциями в привычном смысле этого слова, ведь художник управляет процессом творчества собственноручно, от начала и до конца.

Существует четыре основные категории графической печати: высокая (рельефная), глубокая (интальо), плоская и трафаретная печать (шелкография). Эти виды процессов также могут сочетаться между собой в процессе завершения работы. Именно так поступали великие художники в стремлении быть неповторимыми в своём ремесле.

Уникальные работы (или с ограниченным числом копий) также иногда создавались на монотипах или в качестве штучной печати.

Тиражом называется общее количество копий оттиска. С начала 20-х годов для художника было вполне привычно подписывать номер каждого отпечатка в тираже (например, 3/75, где первое число обозначает нумерацию выполненных от руки, а второе – количество в тираже). На многих оттисках указан лишь тираж (например, ED 25"). Также возможны пометки "AP" (пробный оттиск с гравюры), или даже "TP" (пробный оттиск), общее количество которых не должно превышать десяти процентов от количества произведённых оттисков. Они могут немного отличаться от тех, что выходят общим тиражом.

Процессы рельефной печати

В процессе рельефной или высокой печати художник отсекает лишние зоны на поверхности из гладкого дерева, металла или пластика, таким образом печатные элементы расположены выше, и краска наносится на поверхность именно выступающих печатных элементов.

Самый древний метод высокой печати – ксилография, которая достигла своего полного расцвета в 15-16 века («ксилон» означает деревянная дощечка). Для ксилографии характерно использование досок из мягких пород деревьев, например, грушевого. На отшлифованную поверхность наносят рисунок, после чего линии этого изображения обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым. В результате получается довольно впечатляющее изображение.

Старинный вид ксилографии называется обрезной и выполняется на продольном распиле дерева. Самые известные произведения мировой классики выполнены в этой технике, например, гравюры Альбрехта Дюрера.

Этот в высшей степени одарённый и многогранный немецкий художник по праву считается одним из величайших в эпоху Ренессанса. Дюрер был великолепным живописцем, рисовальщиком и оказал огромное влияние на развитие печатной графики.

Сначала он помогал отцу в ювелирном деле и работал в мастерской художника Михаэля Вольгемута по изготовлению гравюр для книжных иллюстраций (например, для «Книги хроник» Хартмана Шеделя).

Творчество Мартина Шонгауэра настолько повлияло на юного Дюрера, что он расширил тональный диапазон и дал изображению новую жизнь, сделав технику гравюры независимой формой искусства. Его техники ксилографии, рисунка и живописи стали революционными в тот период времени. Он научился пользоваться грабштихелем (резец), что позволяло работать по металлу более точными линиями.

К 30 годам он завершил 3 серии своих наиболее известных гравюр на религиозный сюжет («Апокалипсис», «Страсти», «Жизнь Марии»). Виртуозная техника и интеллектуальная глубина этих работ в несколько раз превосходила его предыдущие творения.

Важным моментом в истории печати считается изобретение гравюры, которая выполняется уже на поперечном срезе ствола – торцовой. Её создатель Томас Бьюик брал более твёрдые породы дерева, срезал поперёк волокон и ровно склеивал между собой несколько отдельных, а затем полировал.

В такой ксилографии используют ромбовидные или клиновидные резцы, чтобы срезать области, на которые не наносится рисунок. Здесь художники добиваются не просто контрастов черного и белого, а постепенных переходов от одного цвета к другому.

Поскольку дощечки (сейчас пластиковые пластины), используемые для гравировки по дереву, практически не имеют зерен, на них могут быть изображены даже мелкие детали. Торцовая гравюра – это всегда тонкая работа, которая значительно отличается от обрезной и активно применялась в книжной иллюстрации.

Гравюры Поля Гогена и Эдварда Мунка открывают новые возможности в гравюре на дереве. Это время по праву можно считать периодом её возрождения.

Линогравюра – модернизированная и упрощённая версия ксилографии. Она представляет собой похожий процесс, но основой является линолеум. Он особенно хорошо подходит для больших плакатов с обширными зонами одного цвета. Значительным же недостатком является хрупкость материала, что ограничивает количество копий в тираже. Как и ксилография, линогравюра может быть цветной.

Процессы глубокой печати

Глубокая печать, или интальо, (с итальянского глубоко вырезанное изображение) сочетает в себе несколько схожих техник печати, обычно выполняемых на металле (медь, цинк, сталь).

Углубления и надрезы наносят на поверхность с помощью острого предмета или раствора кислоты. Тушью или краской, содержащей жир, покрывают сверху. Лишние чернила удаляют с поверхности так, чтобы они остались в углублениях. Пластина под давлением пресса прижимается к бумаге, благодаря чему на ней появляется рисунок.

Основные виды инталио не требуют использования кислоты, например, резцовая гравюра, сухая игла или меццо-тинто. Офорт, акватинта, мягкий грунт или лак выполняются с помощью кислоты.

Техника углубленного гравирования называется резцовой гравюрой. Она значительно улучшает качество полученного изображения. Тонкие штрихи вырезанного на металле рисунка делают его более естественным.

Изображение создаётся при использовании резца, инструмента в форме клина или ромба, прямо на пластине. Его удерживают в устойчивом положении, и пластина поворачивается для получения линии, твердость или четкость которой обусловлена удалением металла из пластины резцом. Эффекты затенения создаются перекрестной штриховкой или увеличением параллельных линий.

И, всё же, художники стремились найти такой способ гравюры, при котором можно было сократить длительность ручной работы. И тогда появился офорт – техника вытравливания линий рисунка кислотой. Большой вклад в офорт как самостоятельную форму искусства сделал Рембрандт. Художник кропотливо работал с каждым оттиском, улучшая и добавляя необходимые детали до тех пор, пока не был полностью доволен.

Одной из разновидностей офорта считают технику сухой иглы, которая при движении по металлической пластине, образует стружку и, так называемый, заусенец. В полученных неровностях хорошо задерживаются чернила, поэтому оттиск часто отображает сочную и мягкую линию.

Полной её противоположностью является техника мягкого лака, при которой надрезы на пластине производятся путем прохождения острого предмета сквозь податливый грунт. При печати здесь получается насыщенный зернистый штрих.

Наряду с многотиражными работами развитие получила монотипия – где напечатанное изображение являлось «единственным в своем роде». Всё дело в том, что при нанесении краски, большая часть сразу оставалась на гладкой поверхности. Повторное изображение получилось бы прозрачно-бледным.

Глубже остальных потенциал монотипии прочувствовал французский художник Эдгар Дега. Он одним из первых оценил ее практическую значимость и создал большую серию работ в этой технике. Уильям Блейк сочетал монотипию с офортом.

Монопечать – это аналогичный процесс, который также дает уникальный отпечаток. Но здесь художник создает многократно используемый шаблон предполагаемого изображения, включая трафареты, металлические пластины или плоские камни. Эта форма печати производит несколько отпечатков из одного и того же шаблона.

Изобретение техники «акватинта» принадлежит французскому художнику Ж. Б. Лепренсу. На медную доску перед травлением наносится канифоль, которая плавится в процессе нагревания и образует на поверхности особое покрытие. Порошок не поддаётся действию кислоты, и она выедает лишь маленькие промежутки между ними. На открытых местах кислота действует сильнее, и сюда проникает больше краски. На итоговом оттиске получатся мелкозернистые пятна разной интенсивности, что напоминает рисунок кистью.

Великий испанский художник Ф. Гойя использовал в серии гравюр «Капричос» (их сюжеты содержат насмешки над обществом) именно акватинту. Он подарил доски и весь тираж оттисков королю Карлу IV, который не принял обличающих рисунков на свой счёт, которые вскоре разошлись по всей Испании.

Современные художники вместо канифоли используют даже сахар. Так и поступил в своё время Пабло Пикассо при создании иллюстраций к стихам испанского поэта Гонгора.

Анри Матисс рисовал кислотой по акватинтному зернистому грунту. Кислота проедала эти линии рисунка, и при печати получался зернистый штрих, легкий и прозрачный.

Техника меццо-тинто была разработана в конце XVII века. Медную доску предварительно обрабатывают лопаточкой с зазубренным краем. Работают этим способом под прямым углом к поверхности доски, покачивая для получения однородно исцарапанной поверхности. Это одна из самых трудоемких гравюрных техник, но получаемый эффект оправдывает все усилия.

Вязкая печать была разработана в 20 веке Стэнли Уильямом Хейтером. Металлическая пластина глубоко протравливается, создавая несколько различных уровней поверхности. Чернила с различной степенью вязкости («маслянистости») накатываются на пластину с помощью жестких или мягких роликов. Её используют для достижения плавных эффектов и текстур.

Процессы плоской печати

Литография – техника плоской «химической печати», суть которой в «рисовании на камне», то есть нанесении изображения, например, жирным карандашом на отшлифованный камень, обрабатывают кислотой, покрывают краской и отпечатывают рисунок на станке.

Её случайным образом открыл Алоиз Зенефельдер, когда пытался пробить себе путь в жизни писательством и сочинением музыки. Он был очень беден и, находясь в поиске экономичного способа напечатать свои произведения, однажды сделал запись жирной тушью на камне. Восторгу не было предела, когда выяснилось, что с камня получались многочисленные отпечатки. Оценив всю значимость открытия, 1806 г. Зенефельдер открыл свою типографию, а позже написал руководство по основам литографии. Новая техника печати имела невероятный успех и вытеснила предыдущие. И что важно - литографию стали применять в газете.

Анри Тулуз-Лотрек мастерски пользовался всеми возможностями литографии и был в ней настоящим виртуозом. Он не только сочетал лучшие её приёмы, но и придумал разбрызгивать тушь по камню, что вносило элементы акватинты. Именно Тулуз-Лотрек превратил создание афиш и плакатов в новую форму искусства.

Уже в 20 веке появляется шелкография (название дано по старинному способу), где в основе лежит печать через сетку или трафарет. Благодаря высокому качеству переноса изображения на любую поверхность, эта техника активно используется как в малоформатной, так и в крупноформатной печати – возможности её безграничны.

Формы печати, существующие сегодня, являются достойным продолжением всех существовавших техник. Некоторые из них дошли до наших дней без особых изменений, лишь с улучшениями в технологическом отношении. Тем интереснее порой заглянуть в историю и проследить развитие человеческой мысли и форм искусства, которые нераздельно связаны с современной полиграфией.